Все, что мы знаем о голосе

Смеемся мы или плачем, радуемся или печалимся, без него никак не обойтись. Нежный, звучный, металлический, мягкий, вкрадчивый, властный, ласковый и Бог знает какой еще - голос озвучивает все мыслимые человеческие эмоции и состояния. Сам голос нередко оказывается убедительнее произносимых им слов. Энергия звуков помогает не самым красноречивым говорунам настоять на своем и победить враждебность и агрессию оппонентов.

Голос - первые шаги
То, каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, младенец уже в раннем возрасте принимает за своеобразный эталон. Сейчас будущим матерям всерьез предлагают начинать занятия с ребенком еще до его рождения - разговаривать, петь песни и заводить ему музыку. Западные умельцы изобрели даже специальные бандажи для беременных с мини-колонками.

Крик новорожденного, по большому счету, мало чем отличается от "голоса" его дальнего родственника - только что родившегося примата. Потом, в течение первых месяцев жизни, младенец проходит семимильными шагами путь многих поколений своих предков. Уже в 3-4 месяца он вовсю пользуется голосом - лепечет, гулит, агукает, прежде всего подражая матери.

Девочки "обретают голос" раньше мальчиков и пользуются им с куда большей охотой, чем представители сильного пола, не упускающие случая упрекнуть милых дам в болтливости. По одной из антропологических теорий, именно женщине человечество обязано развитием голосового аппарата. При этом ученые ссылаются на древнюю тетеньку возрастом 200 тысяч лет, у которой откопавшие ее археологи якобы обнаружили следы соответствующих генных мутаций. Мутации такой давности - дело, конечно, темное. Одно несомненно - за прошедшие тысячелетия многие прапрапра...внучки древней болтушки научились наповал сражать своими нежными голосами нынешних "охотников на мамонтов".
4 факта о голосе

Тоновый диапазон человеческого голоса - от самого низкого до самого высокого его звука - обычно располагается в пределах от 64 до 1300 герц, причем разговорный, "бытовой" голос занимает примерно одну десятую этой шкалы.
Не густо... Голоса певцов намного "больше".

Мужские голоса обычно помещаются в двух с половиной октавах, женские - иногда выходят за пределы трех. Верхним пределом голосистых оперных примадонн принято считать фа третьей октавы в арии Царицы ночи из моцартовской "Волшебной флейты".

Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах.

Для примера: интимный шепоток - это 30 децибел, а гневный окрик - 60. У оперных вокалистов сила звука доходит до 110-130 децибел, иначе они никогда не перекрыли бы многолюдный оркестр. Совсем рядом - сирена "скорой" и рев движков самолета (100-120 дБ).

Тембр - особая, индивидуальная окраска голоса, зависящая от обертонов. Обертоны можно сравнить с цветовыми оттенками в живописи. У каждого голоса - свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то похожий на дактилоскопический оттиск. Кстати, во многих странах аудиозапись признают полноценной уликой и считают одним из способов идентификации человека.

Только для мужских ушей!
Банальная фраза о том, что мужчины любят глазами, явно искажает действительность. Истории известны многочисленные примеры того, как эти исключительно "глазастые" существа влюблялись ушами. Иногда - в поющий голос, как в случае с великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, положившим всю свою жизнь к ногам певицы Полины Виардо. Но гораздо чаще - в обычный разговорный голос, и в телефонной трубке, и в жизни.

Кстати, сексуальная слава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее божественно-эротичным голосом. Когда царица хотела потрясти воображение какого-нибудь свежеприбывшего кавалера, она не спешила появиться перед ним во всей красе и начинала беседу из-за занавески. Голос этой сирены сводил с ума и создавал особую ауру необыкновенно привлекательной женщины.
Голос для женщины - не менее сильное оружие, чем престижная одежда или дорогая косметика. Главное - не выходить из задуманного образа. Жизнерадостной барышне подойдет звонкий "колокольчик", а бизнес-леди требуется что-то более сильное и густое. Далеко не всем женским голосам присуща особая сексуальная притягательность.

По словам известного врача-психотерапевта Александра Полеева, во всякой группе равноценных профессионалов женского пола, работающих "голосом", слушатели всегда кого-то выделяют: "Между женщинами, работающими на "телефоне доверия" или на радио в прямом эфире, поклонники всегда распределяются удивительно неравномерно. Скажем, одной или двум радиоведущим пишут письма и присылают подарки десятки поклонников, а всем остальным - только один или два, хотя в профессиональном смысле все эти дамы примерно одинаковы. Всех их годами учат общаться с собеседниками, но изначальный, природный голос от учебы не зависит".

Как говорит профессор Полеев, "секс по телефону" обязан своим появлением одному из удивительных женских голосов. Лет пятьдесят назад жена некоего американского бизнесмена средней руки работала психологом на "телефоне доверия" в небольшом городке. У нее был такой голос, что все местные любители "клубнички" звонили в эту самую государственную службу "Горячая линия" и дружно объяснялись ей в любви.

Служба была анонимной - без адреса и вывески на доме, и все-таки один из самых горячих поклонников однажды нашел даму своего сердца и вручил ей цветы. Дело принимало опасный оборот, и тогда мужу-бизнесмену пришла в голову идея "секс-службы" по телефону. Для начала он нанял двух проституток, которые отвлекли внимание от его жены. Телефонный бизнес резко пошел в гору и вызвал появление огромного количества последователей.

На Западе довольно много школ для непрофессионалов, где учат быть обольстительными самых обычных женщин, в том числе делая более сексуальными их голоса (значит, не все так безнадежно с голосом, которым наделила нас природа?). "Курс голоса" в таких школах - самый дорогостоящий, ведь преподают его дипломированные мастера сценической речи. Говорят, на Ближнем Востоке в мусульманских странах в страшном подполье работают свои женские школы. Первым и главным предметом в них идет тренинг мышц зевок. Если зевнуть всласть, можно почувствовать, как язык распластывается, мягкое небо высоко поднимается, а гортань, наоборот, опускается. "Во рту - как в церкви, - говорит Вдовин, - а в церкви под высоким куполом, как известно, хорошая акустика". Теперь, выстроив акустику во рту, попробуй что-нибудь сказать или спеть "на зевке" - ты получишь некоторое представление о том, как извлекают звуки сладкоголосые профи.

Сопрано или тенор? Классификация разговорных голосов - задача почти нереальная. Певческие же голоса "разложили по полочкам" только в середине XIX века. Тогда и договорились, что мужчины поют басом, баритоном, тенором, а женщины - альтом, меццо-сопрано и сопрано (если идти от более низких голосов к более высоким). Разделение это достаточно условно, ведь каждый голос уникален и неповторим.
Как известно, половое созревание вызывает мутацию голоса. У девочек она проходит почти незаметно, у мальчиков же может вызывать серьезные проблемы и срывы вплоть до настоящих драм. Под влиянием мужских гормонов гортань изменяется и растет. Диапазон голоса увеличивается, а тональность его понижается. Появляется "мужской" тембр.

Говорят, что в последнее время настоящие большие голоса стали встречаться все реже и реже. Виновата, скорее всего, проклятая урбанизация - где, спрашивается, петь во весь голос современному горожанину, который, как мы уже убедились, голос-то повысить боится? А ведь, как сказал замечательный певец Владислав Пьявко, пение - это художественно оформленный крик.

И на эстраде, и в опере одного голоса для успеха недостаточно. Принято считать, что деньги творят чудеса, но, если у кандидатки в звезды нет ни голоса, ни слуха и с внешностью беда, никакие миллионы не помогут. Есть, правда, необъяснимое качество, позволяющее певцам даже с весьма средним голосом заводить публику, - личностное обаяние, называемое нынче модным словечком "харизма". И вот уже зал неистовствует от безголосой "шептуньи" и совершенно не воспринимает "нехаризматичную" певунью с тремя октавами.

Злые шутки даже с прекрасными голосами порой играет микрофон - техника очень своеобразно преобразует частоты, поэтому вокалисты разделяют "микрофонные" голоса (те, что в записи становятся только лучше) и "немикрофонные" - плохо ложащиеся на пленку. Обобщая, можно сказать, что микрофон любит мягкие, бархатные и, если угодно, чувственные тембры. Некоторые микрофонные певцы, строго говоря, и не поют, а выдыхают. Какие голоса считать "сексуальными" - дело индивидуального вкуса: кто-то млеет от хриплого альта, другие - восторгаются высокими пассажами. Красивый разговорный и хороший певческий голос не очень часто совмещаются в одном человеке. Сплошь и рядом актрисы или актеры с потрясающими голосами оказываются абсолютно несостоятельными в вокальном смысле. Увы, вокал - дело темное!

Народные рецепты для голоса вроде коктейля из яиц - чепуха на постном масле. Хотя каждый вокалист мудрит по-своему: один не ест творога перед концертом, другой - на дух не переносит винограда перед спектаклем. Женщин в нашей стране стараются не обременять пением в критические дни. Есть мнение, что связки набухают и повышается риск получить травму. На Западе, впрочем, эта российская вокальная традиция вызывает недоумение. Какие критические дни, если контракты с хорошими вокалистами заключают на полтора-два года вперед?

Конечно, голос надо беречь, как любой дар Божий. Научные рецепты по его сохранению напоминают советы пекущимся о своей красоте: высыпаться, не злоупотреблять острым, сладким, соленым, никотином и алкоголем, соблюдать режим и не забывать о чувстве меры. Тогда никакие особые лекарства и не потребуются - пой и говори на здоровье.
Если нет голоса.Упражнения для голоса
1 Медленный поклон по пояс, при наклоне вдох глубокий. Медленно выпрямиться и выдувать воздух через трубкой сжатые губы.
2 Вдохнуть, резко наклониться и произносить при выпрямлении(медленно) а - я о - ё у- ю ы - и э - е.
3 Вдохнуть, резко наклониться, выдувать при медленном выпрямлении с колебанием губ.
4 Сольферино Db - до 8 - 9 лада. Упражнения выполнять 2 раза в день(утром и вечером). Примерно через два месяца у вас будет отличный голос(при регулярном делании упражнений).
Упражнения для работы над голосом
Упражнение 1

Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука А (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке А сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела;

гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного звукотечения. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и “ударяется” в верхние передние зубы. Звук должен быть легким

и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2

Вывести в маску звук М, который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком А. Нижняя челюсть, естественно, опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков МА взять в разных высотах.

Упражнение 3

На одном дыхании вывести сочетание звука М с тремя гласными — А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть “распевной интонацией”, так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от “распевной интонации” в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется “речевой интонацией”. “Речевая интонация” отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4

Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.

Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА, НО, НУ;

в) вдох носом;

г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ, НЭ, НЫ.

В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5

Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или “смешанному”, среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6

На звуке У воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука У. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7

Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать “играть”, ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он “отскакивал” от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8

Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза:

один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово “Бобик” на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово “Бобик” десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9

Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10

Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11

Произнести фразу “Я вам приказываю” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12

В упражнении участвуют два человека. У первого фраза “Накажу!”, у второго “Нет!”. Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

Конденсаторные микрофоны

Любой микрофон - это преобразователь, трансформирующий одну форму энергии (акустический звук, то есть колебания воздуха) в другую (электрический сигнал). Есть три основных типа микрофонов - динамические, ленточные и конденсаторные.

В конденсаторном микрофоне капсюль содержит тонкую подвижную мембрану, расположенную близко к неподвижной пластине. За счет того, что пластина и мембрана подсоединены к источнику питания, между ними создается электрический потенциал или заряд, в результате вместе они образуют емкость (поэтому конденсаторные микрофоны иногда называются емкостными). Когда мембрана вибрирует (в соответствии с колебаниями воздуха), расстояние между ней и пластиной изменяется, и изменяется емкость. Колебания емкости приводят к колебаниям тока, то есть к появлению сигнала. Сигнал этот очень слабый, и его необходимо усиливать встроенным предусилителем.

Поскольку мембрану можно сделать очень тонкой, она может иметь меньшую массу, следовательно менее инертна, а следовательно обладает более быстрой реакцией и, таким образом, конденсаторные микрофоны могут воспринимать частоты в более широком диапазоне, по сравнению, например, с микрофонами динамическими.

Еще одно преимущество - разнообразные диаграммы направленности, то есть способность микрофона воспринимать звук с разных сторон. Происходит это за счет помещения двух кардиоидных капсюлей "спина к спине". Изменение диаграмм происходит посредством изменения поляризующего напряжения. Когда работает только один капсюль, получается кардиоида. Когда оба капсюля работают в фазе, получается круговая диаграмма. Если капсюли работают в противофазе, получается восьмерка. Все остальные диаграммы направленности являются промежуточными.

Если говорить о разнице между конденсаторными микрофонами с мембранами малого и большого размеров, то у последних в большинстве случаев меньше собственный шум и больше чувствительность. Микрофоны с малой мембраной выдерживают больший максимальный уровень звукового давления, у них шире частотный диапазон (за счет высоких частот, поскольку способность воспринимать низкие частоты у них одинакова), ровнее характеристика круговой направленности. Конденсаторные микрофоны с малой мембраной честнее передают звук, тогда как микрофоны с большой мембраной способны его украшать. Думаю, что именно поэтому они чаще всего используются в студиях, особенно для записи вокала, ведь всем нам хочется записать тот звук, который мы хотим услышать, а не тот, что есть на самом деле.

Выбор правильного микрофона для записи - это искусство, познать которое можно только годами экспериментирования, изучения различных микрофонов и источников звука (инструментов, голосов и т. д.). И все равно, практически никто с полной уверенностью не может определить, какой микрофон следует использовать в каждом конкретном случае, не испробовав в начале несколько вариантов. Опыт и знания помогают лишь сузить число претендентов.

Выбор микрофона для приобретения определяется многими причинами, среди которых не последнее место занимает "общественное мнение" или традиция. Практически для каждого микрофона есть задачи, с которыми он справляется лучше других. Оптимально было бы иметь несколько микрофонов, чтобы выбирать из них микрофон для конкретной задачи, как это и делается в крупных студиях. Но в домашней или малобюджетной студии такое вряд ли возможно. Если ваша студия коммерческая, то приходиться помнить, что это еще и бизнес, и принимать решения, исходя и из этого факта. Особый статус в глазах большинства исполнителей, потенциальных клиентов вашей студии, имеют микрофоны Neumann. Во всяком случае, их использование вряд ли вызовет дополнительные вопросы у исполнителя. Так что, иметь микрофон Neumann необходимо хотя бы с этой точки зрения, а если вы можете позволить несколько микрофонов, то для сравнения ("вот как звучит ваш голос через Neumann, который вы хотели, а вот как он звучит через микрофон, который действительно для вас подходит"). К счастью микрофоны этой фирмы хорошо подходят во многих случаях. Не следует забывать и такую модель, как AKG C 414, являющуюся "стандартной" для многих применений. Создавая же домашнюю студию, вы можете меньше обращать внимание на мнение окружающих и выбрать тот микрофон, который лучше всего подходит именно вам. Нужен ли вам микрофон с изменяемой направленностью? Большой вопрос. Иметь такой микрофон не помешает, если позволяют финансы, но в 90% случаев микрофоны работают в кардиоидной направленности, особенно при записи вокала.

Направленность

При кардиоидной направленности звук снимается только в с одного направления, что хорошо для изоляции источника звука. Круг подходит для запечатления акустики помещения, перемещающегося источника (прыгающего вокалиста), ансамбля. При этой диаграмме минимален эффект "близости" - подчеркивания низких частот при приближении источника звука к микрофону. Восьмерка, наоборот, имеет максимальный эффект близости, что можно использовать для создания интимного звучания. Также, у этой направленности максимальное отсутствие проникновения с ненужных сторон. Восьмерка часто применяется при записи дуэтов. Суперкардиоида - среднее между кардиоидой и восьмеркой, гиперкардиоида - еще ближе к восьмерке.

Совсем не праздный, и часто возникающий в студиях вопрос при подходе исполнителя к микрофону - "куда в него петь?". Правильная сторона обозначается логотипом фирмы.

Частотный диапазон

Указан диапазон частот, которые микрофон может воспринимать на равном уровне. Лучше всего использовать микрофон с таким частотным диапазоном, чтобы спад низких частот начинался сразу после самой низкой основной частоты источника.

Чувствительность

Чувствительность указывает среднее напряжение, производимое микрофоном при звуковом давлении 1 Паскаль = 94 дБ. Значение относится к частоте 1 кГц и сопротивлению нагрузки 1 кОм. Более высокая чувствительность микрофона означает, что при одинаковой громкости звука он производит более сильный сигнал (выше напряжение), чем микрофон с более низкой чувствительностью. В результате лучше отношение сигнал/шум. Чувствительность указана в милливольтах на Паскаль.

Эквивалентный уровень шума

Микрофон всегда производит некоторый шум. Уровень этого шума измеряется в децибелах, эквивалентно звуковому давлению, необходимому для получения сигнала такого же уровня. Отношение сигнал/шум высчитывается как разница между уровнем звука 94 дБ и указанным в таблице уровнем шума.

Максимальный уровень звукового давления

Уровень максимального звукового давления указывает на способность микрофона выдерживать громкие звуки без искажений (до уровня искажений 0,5 %). Напомню, что 0 дБ - порог слышимости, 70 дБ - средняя речь, 130 дБ - болевой порог. Указан уровень с задействованным аттенюатором (максимальное значение), если он есть. Динамический диапазон, указываемый в характеристиках некоторых микрофонов, является разницей между максимальным уровнем звукового давления (без аттенюатора) и эквивалентным уровнем шума.

Аттенюатор

Аттенюатор ослабляет сигнал до предусилителя, то есть он защищает предусилитель от перегрузки, но отнюдь не защищает мембрану. Впрочем, современные микрофоны не могут быть повреждены тем уровнем максимального звукового давления, который могут производить подавляющее большинство инструментов.

Фильтр

Пропускающий фильтр высоких частот позволяет вам отрезать ненужную низкочастотную информацию. Если известно, указана частота среза.